Дорога до Севастополя, судя по времени, указанному на билетах, занимает час, но уже 20 минут спустя после выезда встретился огромный памятник Якорь со звездой с надписью Севастополь. Путеводитель, конечно, предупреждал, что территория его огромна и включает какое-то бешенное количество населенных пунктов, но не до такой же степени 
Ровно через час с автовокзала мы стартанули в сторону Херсонеса. Удивительно, но именно здесь нам встретились самые внимательные, искренние, неформальные гиды. Все довольно пожилые, грамотные и действительно любящие свой город.
Херсонес прекрасен. Мы 4 часа бродили по нему, не замечая усталости, потому что веяла такой «настоящестью» от расчищенных улочек, каменных щербатостей бесконечных базилик, ярко-голубого моря. Город был основан греческими поселенцами в 5 веке до нашей эры, и на протяжении 20 веков в нем постоянно кипела жизнь. Много раз его разрушали, выжигали, грабили, не оправился он только после набега золотоордынцев. Те немногие, кто выжили, просто покинули руины города.
Херсонес считается отправной точкой распространения христианства на территории Руси. Именно здесь князь Владимир принял крещение (став Василием), женился на византийской принцессе Анне, именно здесь Кирилл и Мефодий придумали алфавит, именно отсюда Владимир повел с собой священнослужителей, чтобы в 988 году в Киеве крестить Русь. А одно православное семейство интересовалось, где же находится отпечаток стопы Андрея Первозванного, значит, и такое там тоже есть.
Изначально христианские храмы выглядели довольно скромно, так как их украшение снаружи считалось противным Богу. Небольшой полукруглая алтарная часть отделялась от остального пространства каменными воротами, далее шло одно большое помещение для мужчин и два нефа по обе стороны от него для женщин. Перед храмом была специальная площадка для тех, кто проходил обряд посвящения - оглашенные. В то время крещение принимали в довольно сознательном и преклонном возрасте (вспоминаем Иисуса – 30 лет). Оно происходило в несколько этапов, один из которых был изгнанием бесов, видимо, отсюда и пошло выражение «орать как оглашенный».
Сохранившиеся напольные мозаики не только красивы, но и символичны нет случайного узора: рыбка – символ первых христиан, плющ- символ вечности, голубь – Бога, павлин – человеческой души, фрукты – райского сада, пересекающиеся круги – символ бесконечности Божественной сущности.
И еще теперь мы знаем, откуда пошло выражение «перемывать косточки». Оказывается, после смерти, спустя несколько лет, могилу вскрывали: если косточка белая – душа на пути в рай, если желтоватая или красноватая – Бог ее простил, если черная, душа в аду.
Лучше всего сохранились несколько усадеб богатых горожан – винодела, рыботорговца и владельца постоялого двора. В подвале усадьбы винодела есть 3 глубоких отсека для винограда: в первом виноград давили ногами, и остатки перекидывали во второй, где давили уже маленьким прессом, и снова перекидывали в следующий отсек, где давили уже большим прессом, соответственно, после первого отсека вино было самым качественным, а после третьего – самым плохим (чисто для рабов). Вино благородные граждане разводили водой не из этических соображений «быть пьяным – аморально», а потому, что оно было слишком сладким и тягучим.
В подвале усадьбы рыботорговца расположен гигантский колодец, где, по данным археологов, засаливали рыбу. Слой рыбы пересыпали пряной солью, и так до верха. Та рыба, что была на дне под гнетом верхних слоев, превращалась в пюре и служила маринадом. Извлекали ее из колодца сочком – на продажу, в погреб… Представляю, как это все пахло.
Туристическим аттракционом в этот раз было изготовление металлической денежки. Димка надел кожаный фартук, положил заготовку в форму, взял молот и 2 раза им ударил, теперь у нас есть собственная денежка 
В музее российского флота, к сожалению, не было экскурсовода, поэтому особых воспоминаний о нем просто нет. Зато на набережной мы вдруг решились на морскую прогулку. Маленькая спасательная лодка с полированными бортами и красной крышей повезла нас вдоль южной бухты.