Погода жаркая, совсем летняя, шастать по горам в 30+ и получать от этого удовольствие – задача для совсем оголтелых туристов типа Дениса. Короче, посмотрев в глаза друг другу, мы поняли, что горный туризм – это не наша история. Мангуп был нашим последним опытом.
Мангуп – второй пещерный город, который мы видели в Крыму. Он сохранился в гораздо худшем состоянии, по сравнению с Чуфут-Кале, но за одно то, что он расположен на плато, которое называется Баба-Яга, туда стоит сходить.
История этого города такая. В VI веке, когда ослабла административная хватка Византии, эта византийская провинция решила стать самостийной. Возглавил вновь провозглашенное государство византийский вельможа голубой крови. Так возникло княжество Феодоро. И жило бы оно себе поживало, если бы не многочисленные захватчики, приходившие со всех сторон. С кем-то удавалось договориться – так, Феодоро заключило мир с хазарами, и они не тронули княжество. Другие были менее договороспособны. Сначала татары, захватив княжество, частично вырезали местное население, а частично – продали в рабство. Затем уже турки завершили начатое татарами. Последний феодоровский князь Алексей был взят в плен и казнен в Стамбуле.
Дорога вверх на плато была легче, чем дорога в Чуфут-Кале: тропинка вилась по лесистому тенистому склону среди сосен, дул ветерок, навстречу попадался редкий, но удивительно жизнерадостный турист. Ближе к вершине стали встречаться признаки древней цивилизации: остатки крепостных стен, караимское кладбище. Холодок по хребту пробегал, когда вдруг обнаружила себя посреди могильных плит, некоторые из них, похоже, даже были потревожены. Плиты сами по себе очень интересны: они были разных типов и размеров, с надписями и без, вероятно, датированы они временами с диапазоном в 10 веков.
После остатков второй крепостной стены мы, наконец, очутились на плато. Выглядит оно как ровная лужайка, которая внезапно обрывается. С краю пропасти открывается потрясающий вид на окрестные горы. О прошлой жизни княжества напоминают разбросанные там и сям фундаменты разных строений, которые, честно говоря, можно идентифицировать только по установленным рядом табличкам: храм св. Константина, дворец князя, базилика, восьмиугольный храм и пр. Лучше всего из наземных сооружений сохранилась цитадель, в которой до наших дней осталась стена в почти два этажа, окна с резными каменными наличниками, ворота.
Подземные помещения меньше пострадали от времени. Типичный подземный дом состоял из нескольких комнат: хозяйственная, спальня и столовая. Потолки высокие, в стенах вырублены полки, углубления и возвышенность, на которой, возможно спали или ели. Причем такие дома встречаются не только по периметру плато, но и неожиданно на лестной тропинке.
Обязательно надо сказать, что в Мангупе – самая вкусная вода. То ли мы так замучились по пути, то ли это – святая правда 
Дорога вниз была настоящим испытанием. Она пролегала мимо мужского Благовещенского монастыря. Кельи вырублены в горе, но в них зато премиленькие пластиковые окна 
Сначала деревянная лестница из редких круглых бревен с шириной шага – см 70, потом вытоптанная тропа, а потом и полное отсутствие дороги. Наступаешь на камень, а он крошится, разваливается, а крошка от него летит вниз, когда наступаешь на крошку, ноги скользят – хватаешься за любые кусты и ветки деревьев, чтобы не свернуть себе шею. И так полтора часа. Можно сколько угодно плакать, говорить или даже кричать, что больше никогда в жизни ты не будешь пытаться оставить ребенка сиротой, но спускаться-то все равно НАДО, и другого пути просто нет.
На третий день стало очевидно, что татарская кухня уже поперек горла. Монотонно-мясное, баранина на первое, второе и каНпот. Для вегетарианцев есть только мучное и редиска с огурцами внарезку. Сегодня мы мечтали о простом человеческом борще, даже купили и сварили картошки. «Тоска по родине – давно разоблаченная морока». Завтра попробуем найти какую-нибудь украинскую едальню.