Интересная тема вдруг всплыла Рабство в православии.
В письме
читать дальшеЗдравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя "рабами Божьими"? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя "раб Божий"? Парадокс. С одной стороны, христианство - религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: "Бог - это любовь". А с другой стороны - апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного, бесправного раба?
И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне одобрялось Церковью, а когда оно исчезло - то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.
Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается - любовь к людям и к своему Богу - и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите?
Александр, г. Клин Московской области.
у человека разумный вопрос.
В ответ диакон Михаил Першин пишет, что во-первых, рабство у евреев - это хорошо, во-вторых, это могла быть форма вежливого обращения ("Эй, раб, подь сюды" - ню-ню), в третьих, рабство в христианстве вовсе даже не принудительное.
Может быть, для формирования крепостничества, общин православие было удобным с политической точки зрения, но сейчас?
Если я создана по образу и подобию Бога, и я раб - то Бог выглядит в этой ситуации не лучшим образом. Вертикальные отношения господин-раб уже подразумевают угнетение одного другим, но я же люблю Бога, я каждый день оглядываюсь на него, он как бы мой нравственный ориентир, и исхожу я все-таки из любви, а не из страха быть наказанной.
Я все это к чему? Если Он - отец нас небесный, то мы же его дети, соответственно "браьтя и сестры", а не "рабы Божьи".